Диана Арбус

Сумасшедшие герои сумасшедших фотографий

 












текст: Марина Фоменок
R.I.P. №2 (август/сентябрь 2005)

днажды мне приснилось, что я плыву на необычайно красивом океанском лайнере — белом, с позолотой. Он напоминал мне праздничный торт. В воздухе запахло дымом. Люди же на корабле пили, играли в карты и кости. Я знала, что корабль горит, что скоро все мы будем на дне. Да и они также все прекрасно знали, но продолжали веселиться, танцевать, целоваться как обезумевшие. Не оставалось никакой надежды... Возвышенное чувство охватило меня, потому что я могла фотографировать все, что желала..."


Так вот, оказывается, о чем мечтала Диана Арбус, одна из самых известных женщин-фотографов XX столетия. Все знают, что умрут, и всем становится все равно, окажутся ли они перед объективом камеры, увидят ли их потом другие люди, они ведут себя раскованно, ничего не замечая вокруг. Снимать можно смело, не боясь нарушить реальность вспышкой или щелчком взводимого затвора своего фотоаппарата. Но Диане Арбус и не нужна была такая ситуация, она и так фиксировала то, что хотела. Ее модели доверяли ей, не страшась показаться смешными или уродливыми на фотографиях. Главные герои работ Дианы — люди с обочины человеческой жизни, люди, которые находятся где-то за пределами обычного представления о жизни. Они окружают нас всегда. Однако их присутствие остается по большей части незамеченным, за исключением отдельных любопытных взглядов, брошенных вслед тем, кто отличается от остальных. Словно от этих персонажей, тщательно оберегаемых от света дня, от самой публичности, исходит некая угроза, природу которой, тем не менее, невозможно установить. Эти люди — карлики, великаны, уродцы, умалишенные, нудисты — все те, кто вынуждены бросить вызов обществу своей непохожестью. Диану Арбус не раз обвиняли в жестокости и даже аморальности за стремление показывать миру то, что он не хотел замечать. Реальность, какой ее увидела Диана несколько десятков лет назад, по-прежнему не оставляет шансов на равнодушное созерцание. Как и не позволяет усомниться в искренности и правоте одно из ее признаний: "Я действительно убеждена в том, что есть вещи, которые никто не видел до тех пор, пока я их не сфотографировала".



Что же заставляло Арбус снимать таких людей? С первого взгляда это кажется загадкой. Диана родилась в зажиточной еврейской семье. Ее отец был преуспевающим бизнесменом. Она успешно вышла замуж. Работала фотографом в американских журналах моды. А потом… Одиночество, смутные неутоленные желания и не самые удачные попытки повторно "включить себя" в жизнь предопределили характер ее новых работ, появившихся после разрыва с супругом и уходом из коммерческой фотографии. Все самые знаменитые творения этого периода демонстрируют — в той либо иной степени — чувство изоляции и стремление Дианы Арбус возобновить контакт с обществом. Камера становится для нее инструментом, который помогает пережить невосполнимую утрату и выработать своеобразную "стратегию выживания". Снимать тех, кому жить гораздо сложнее, оказывается для Арбус необходимым. Эти работы — своего рода автопортреты. «Большинство идет по жизни, опасаясь испытать травму. Уродцы же родились с травмой. Они уже выдержали свой тест в жизни. Они — аристократы» — писала Диана. Возможно, их величие, их силу она и старалась показать миру.

Сейчас герои ее фоторабот кажутся нам не совсем реальными. Они словно сошли с экрана телевизора из фильмов Дэвида Линча, тоже мастерски показывающего мир ненормального, сумасшедшего. Его карлики и великаны, психически нездоровые дети и взрослые живут на фотографиях Арбус. И начинает казаться, что и все вокруг такое, что ненормальные мы сами.

Разобраться или наоборот запутаться в творчестве Дианы Арбус помогают произведения Франца Кафки с его абсурдностью бытия. Например, в «Превращении» герой просыпается и понимает, что трансформировался в ужасное насекомое. Он пытается стать как можно менее заметным, чтобы окружающие смогли спокойно жить. Герои фотографий Арбус в отличие от книжного персонажа стараются привлечь к себе внимание, они не боятся своей уродливости. Они с удовольствием раскрываются перед объективом камеры, пытаясь заставить мир понять и принять себя. Чего так и не сумела сделать Диана. К моменту признания ее творчества она уже имела серьезные проблемы с психическим здоровьем, что в конечном итоге и подтолкнуло ее к самоубийству.

Находясь на вершине своего успеха, в разгаре творческой карьеры, фактически став живой легендой, сорокавосьмилетняя Диана Арбус решает добровольно уйти из жизни: приняв сверхдозу барбитуратов, она вскрывает вены. Показав миру трагедии других людей, заставив обратить на них внимание и почувствовать, сама Диана, в конце концов, так и не смогла справиться с собой.

«Что я пытаюсь изобразить? Это то, что невозможно вылезти из собственной кожи и влезть в чужую… то, что чья-то трагедия — это не то же самое, что своя собственная».

 

вернуться к статьям >>
 

Торт на заказ детский

торт на заказ детский Маша и.

www.ariana-tort.ru

Магазине 7 сорок

Стабилизаторы напряжения в магазине 7 сорок. Гарантия доставка установка.

7sorok.ua

 
 
R.I.P. является одним из первых российских готических изданий. Подзаголовок издания – журнал сумрачной эстетики. В сумерках обыденное сознание успокаивается. Наступает пора творчества. Именно о произведениях, созданных в такой час, повествует издание на своих страницах. Публикации охватывают все сферы современной дарк-культуры (музыка, кино, литература, живопись, фотография, театр, мода, стиль и т.д.). Журнал выбрал достаточно критический подход к оценке произведений "сумрачного" искусства, рассчитывая на вдумчивую и сомневающуюся аудиторию.И самое главное: здесь речь идет о музыке, кино, живописи, литературе, фотографии, созидании как таковом... О многом из того, что не оставляет нас безучастными. Отдыхайте в мире. Главным образом, в мире с собой. И с теми, кто находится рядом.