New York Dolls

Блеск и мишура рок-н-ролла

 










текст: Дмитрий Репин
R.I.P. №3 (октябрь/ноябрь 2005)

Н а высоких платформах и в женских париках эта группа если и не изменила мир, то неплохо на него повлияла. Не хиппи и не панки… В мифологии рок-музыки New York Dolls принято называть прото-панками. Наряду с MC’5, Stooges и другими ауйтсайдерами начала 70-х они и вправду предвосхитили рождение панк-рока.


Играла группа ничто иное, как обычный рок-н-ролл. На то время устаревшую и не актуальную музыку Dolls облачили в яркие наряды и поставили на каблуки. Этим и прославились дети эмигрантов и продавцы маленьких лавочек, ставшие социально опасными трансвеститами и наркоманами. Психоделическому безумию 60-х они противопоставили культуру джанки, гейские бары, грубость и похоть, властвовавшие на улицах Нью-Йорка. Главный источник вдохновения, помимо академического рок-н-ролла, — подпольный Театр абсурда (или «нелепый театр») Джона Ваккаро, Чарльза Лудлама и Тони Играссиа. Еще с конца 50-х годов режиссер Джон Ваккаро в своих постановках использовал блестки, как способ показать Америке ее собственное лицо: «Америка повернута на лоске. …Это был лоск Таймс-сквер. Как думаешь, что ты увидишь, если вырубишь свет и посмотришь на Таймс-сквер? Да ничего!».


Блеск, как символ скандальности, и позаимствовал для группы Дэвид Йохансен, вокалист New York Dolls. Будучи гетеросексуальным, Йохансен не смог окончательно влиться в труппу театра, состоявшую в своем большинстве из трансвеститов. По словам актрисы Сиринды Фокс, «он очень сильно хотел казаться частью именно театральной сцены. Театр абсурда куда больше захватывает, чем рок-н-ролл. Он более живой, что ли… По крайней мере, его не обстригали и не вылизывали, лишь бы выкинуть на потребу масс-медиа. Как это делали с тогдашним рок-н-роллом». Быть яркими и вызывающими стало для New York Dolls единственно возможным стилем поведения на рок-сцене, где они и воплощали принципы «визуальной конфронтации» Театра абсурда. В отличие от хиппи, чей стиль одежды являлся демонстрацией идеалов мира и добра, Dolls взяли на вооружение кричащий и ироничный прикид «уличных звезд». Это были геи, лесбиянки и пробитые торчки — люмпен-хиппи, как их назвал музыкант и писатель Эд Сандерс.

Выступления New York Dolls, поначалу собиравшие геев, постепенно стали сенсацией в среде молодой творческой тусовки Нью-Йорка. Их концерты превращались в своеобразные перфомансы, где зрители и музыканты были на равных. Не отличавшиеся особой вежливостью по отношению к слушателям, Dolls, подобно Джону Ваккаро, не собирались нести людям любовь и мир. Группа привлекала слушателей, прежде всего, своей естественностью — Dolls были плотью от плоти нью-йоркских улиц. Одеваться убийственно, а не модно, и блистать в чем попало — они стали одними из первых популяризаторов глиттер-рока, или глэм-рока. Так этот стиль называли журналисты. В то время глиттер — один из доминирующих направлений шоу-бизнеса. Блестки вслед за Dolls начали использовать Дэид Боуи и Игги Поп. Новые команды собирались по принципу «давай приоденемся и станем звездами». Глиттер-рок явился переходным этапом от эпохи хиппи к панку. Пропитанный декадансом, глиттер казался привлекательным и изящным: «…туфли на платформе, юноши с подведенными глазами, Дэвид Боуи и гермафродитизм. Богатые рок-звезды подражали героям «Берлинских историй» Кристофера Ишервуда: помните, Салли Баулз, развлекающаяся с трансвеститами, шампанское на завтрак и минет, пока нацисты потихоньку забирали власть», — Легс Макнил, автор книги «Прошу, убей меня!».

Росту популярности группы способствовало издание Melody Maker, опубликовавшее на заре карьеры Dolls их фотографии в женских нарядах. Не выпустившие ни единой записи New York Dolls отправились в Англию «разогревать» концерты Рода Стюарта. Там же ореол легендарности укрепила смерть первого барабанщика команды. Но Dolls не были звездами рока. О них все слышали, но никто толком не слушал. Коллектив обладал локальной популярностью. Им было уютно в пределах родного Нью-Йорка. Два альбома, вышедшие в 73 и 74 годах, не произвели фурора. Да и сейчас интереснее слушать их концертники и демо-записи. Лидеры тусовки CBGB и Max’s Kansas City вдохновляли будущих звезд панк-рока и новой волны именно своими выступлениями. Играли и пели они так, как «может каждый». Первые же «масштабные» гастроли New York Dolls, организованные Малкольмолм Маклареном по захолустным клубам Флориды в 1975 году, привели к развалу группы. Величайший топ-менеджер в истории мировой рок-индустрии пытался привнести в образ Dolls элемент политической провокации. Но его «политика тоски» провалилась. Группа распалась — Макларен уехал обратно в Англию. Уехал с новой концепцией моды, подсказанной ему Ричардом Хеллом. На смену блеску и мишуре приходили булавки и рваные майки.

«Когда мы только росли, рок-н-рольные звезды были такие: «О-о! У меня шелковый пиджак, я крут и клев, я живу в золотой клетке и вожу розовый «кадиллак». И прочее говно в том же духе. Dolls не оставили от этой ереси камня на камне. Потому что на самом деле мы были нью-йоркскими детьми, которые плевали и срали на публику, были сексуальными и не верили в мифы. Ясно, что мы сделали для рок-н-ролла: мы вернули его на улицу», — Дэвид Йохансен.

Цитаты взяты из книги Л. Макнил, Дж. Маккейн «Прошу, убей меня!»

 

вернуться к статьям >>
 

На vinylshop.com.ua для Вас

Неповторимые купить виниловые пластинки на vinylshop.com.ua для Вас.

vinylshop.com.ua

 
 
R.I.P. является одним из первых российских готических изданий. Подзаголовок издания – журнал сумрачной эстетики. В сумерках обыденное сознание успокаивается. Наступает пора творчества. Именно о произведениях, созданных в такой час, повествует издание на своих страницах. Публикации охватывают все сферы современной дарк-культуры (музыка, кино, литература, живопись, фотография, театр, мода, стиль и т.д.). Журнал выбрал достаточно критический подход к оценке произведений "сумрачного" искусства, рассчитывая на вдумчивую и сомневающуюся аудиторию.И самое главное: здесь речь идет о музыке, кино, живописи, литературе, фотографии, созидании как таковом... О многом из того, что не оставляет нас безучастными. Отдыхайте в мире. Главным образом, в мире с собой. И с теми, кто находится рядом.