Не ложись на бочок

Самые страшные сказки по мнению редакции журнала R.I.P.

 








R.I.P. № 15 (октябрь/ноябрь 2007)

C Cказки (точно так же, как и кукольный театр) никогда не были явлением, ориентированным исключительно на детей. Ведь в них находили отражение не только особенности национального менталитета, но и самые потаенные страхи, присущие сознанию того или иного народа. Не удивительно поэтому, что некоторые сказочные истории, рассказанные нам в детстве, пугают на всю жизнь.



ДЕТСКАЯ ПОРЦИЯ УЖАСА

текст: Сергей Ильченко

Причудливое сознание ребенка выхватывает из всего услышанного и увиденного отдельные фрагменты. Так из разных сказочных сюжетов складывается настоящий калейдоскоп кошмаров и страхов, населяющих наше детство. В моем детском мире ужаса первое место занимала сказка Шарля Перро про пряничный домик, в который ведьма сажала маленького мальчика на лопату и пыталась затолкнуть его в печь. Помню, что пугала тогда не столько сама злобная колдунья, подманивающая сладостями детей, сколько удушливое и отдающее жаром печи ощущение неотвратимой гибели. При прослушивании сказки казалось, будто ты сам сидишь на лопате, и ноги твои упираются в печную заслонку.

Не менее кошмарными могут быть для ребенка рисунки из детских книжек. Например, изображающая усатого великана иллюстрация к нравоучительному стихотворению С. Маршака «Чего боялся Петя» внушала мне какой-то первобытный, животный ужас. Пару-тройку лет я не мог даже подумать о том, чтобы взять в руки старенькую книжку с этой картинкой.

Не щадили детских нервов и грампластинки со сказками. Скажем, в тот момент, когда в виниловой версии истории о Буратино и золотом ключике под устрашающие лязгающие звуки появлялся Карабас Барабас, автор данных строк неизменно выбегал из комнаты с проигрывателем. Даже сегодня все эти вещи пугают сильнее любого фильма ужасов.

АПОКАЛИПСИС БЛИЗКО

текст: Ян Karnagor

Если кого-то в детстве в дрожь приводил образ страшно несимпатичной Бабы-Яги или герой сказки «Синяя борода», то лично на меня неизгладимое впечатление произвел советский мультфильм, снятый по милой сказке Туве Янсон «Муми-тролль и комета». О, если бы вы знали, какой ужас наводила на меня экранизация этого произведения, сделанная нашими аниматорами в 1978 году. С виду милый кукольный мультфильм. А вот когда смотришь — становится страшно. Живописные картины, где все в панике спасаются от кометы, со всеми пожитками покидают свои дома, вода выходит из океанов, на поля налетают тучи саранчи. Сгущающиеся краски на горизонте дома муми-троллей и кукольность происходящего усиливают впечатление. Апокалипсис близко. К слову, как раз в тот период ходили слухи о комете, и мне было страшно, что наступит время, когда людям тоже придется покидать свои насиженные места, дабы скрыться от этого дикого нашему люду явления. И что небо будет такого же цвета, как в мультфильме… «Вселенная так велика, а Земля так ничтожно мала и убога…» - говорил персонаж книги Ондатр. В этом утверждении с ним нельзя не согласиться.

ГЛАС СТРАШНОГО «БУКИ»

текст: Елизавета Бурмистрова

Мне было лет шесть, когда я впервые прочла эту гениальную новеллу мрачного немецкого романтика. Как-то раз в гостях мне стало скучно в компании взрослых, я наугад взяла из книжного шкафа том Гофмана — и словно перенеслась в параллельный мир загадок и кошмаров. Конечно, тогда я не могла до конца понять глубинный психологический смысл этого далеко не детского рассказа, а восприняла его просто как страшную сказку с пугающими образами: жуткая заводная кукла, притворяющаяся живой девушкой, демонический торговец человеческими глазами и, конечно же, рассказ няни о зловещем Песочном человеке. Этот персонаж — гофмановская вариация на вечную тему страшного "буки" — наводил на меня ужас почище Фредди Крюгера. А монструозные "детушки" Песочного человека, которые живут на Луне и своими совиными клювами выклевывают глаза у непослушных ребятишек, долго еще вспоминались мне перед сном, заставляя дрожать от страха.

ПРЕДАТЕЛЬСКИЕ ВЕЩИ

текст: Олеся Кулида

Как-то лет в пять довелось мне подглядеть небольшой отрывок из «Кошмара на улице Вязов», где девочка откручивает ручку крана, а та начинает вытягиваться, обхватывает ее кисть и не отпускает. После этого я пугливо заходила в ванную комнату и вообще стала с осторожностью относиться к некоторым предметам быта. А чуть позже подобное ощущение ужаса я испытала, прочитав сказку Шарля Перро «Синяя борода». Напугал меня не сам образ синебородого богача, и не коморка с запекшейся на полу кровью и привязанными к стене трупами женщин, и не сцена, где злодей вот-вот убьет свою жену, а в дрожь меня бросало от волшебного ключа, который упав в кровь, потом так предательски не очищался: «Как она его ни мыла, как ни терла, даже песком и толченым кирпичом — пятно крови все оставалось!» Со временем страх к миру вещей прошел, осталась лишь некоторая неприязнь.

МУЛЬТИК НЕ ДЛЯ СЛАБОНЕРВНЫХ

текст: Екатерина Маркова

Мне казалось, он наблюдает за мной из-за спины и жутко улыбается… Я боялась, что стоит только оглянуться — и я увижу страшный оскал кошмарного губастого карлика. Когда родители выключали свет в комнате, я видела, как он сползал по стене и похихикивая скрипуче шептал: «Му-та-бор! Му-та-бор!». Во сне же ко мне приходил бесплотный цаплеобразный юноша, молчал и грустно кивал головой. Помню, потом еще долгое время я боялась смеяться, вспоминая: «Тебе было хорошо, ты засмеялся и забыл волшебное слово? Это слово «Мутабор». Мне казалось, что смех связан со смертью и с какой-то жуткой таинственной карой.

Мультфильм «Калиф-аист» хоть и считается детским, но прямо скажем — не для слабонервных. Момент, когда из глаз крокодила, не полностью превращенного в человека, стекает большая слеза, меня доводил до исступления... Однако сложно сказать, что именно там так пугает, поскольку явных хрестоматийных «ужасов» в мультфильме нет. И все же каждая деталь, каждая интонация голоса создает поистине колоссальную атмосферу одиночества, обреченности и неотвратимости непременно жуткого несчастия. Это какой-то первобытный мистический ужас. Голова кругом, кровь стынет, сознание цепенеет... Но есть что-то чарующее в этом безымянном ужасе, нечто таинственно-прекрасное, что заставляет снова и снова пересматривать данный мультфильм…Что? Тайна сия великая есть.

 

вернуться к статьям >>
 

Пакеты оптом воронеж

РА "Лакшери"- пакеты оптом воронеж здесь.

www.ra-luxury.ru

Корм для кошек

Поможем вам выбрать корм для кошек можно с помощью нашего специалиста.

www.tavriav.ua

Хендай туссан 2016 новый кузов комплектации

Дилер Хендай в Москве: хендай туссан 2016 новый кузов комплектации на официальном сайте.

hyundai-lo.ru

 
 
R.I.P. является одним из первых российских готических изданий. Подзаголовок издания – журнал сумрачной эстетики. В сумерках обыденное сознание успокаивается. Наступает пора творчества. Именно о произведениях, созданных в такой час, повествует издание на своих страницах. Публикации охватывают все сферы современной дарк-культуры (музыка, кино, литература, живопись, фотография, театр, мода, стиль и т.д.). Журнал выбрал достаточно критический подход к оценке произведений "сумрачного" искусства, рассчитывая на вдумчивую и сомневающуюся аудиторию.И самое главное: здесь речь идет о музыке, кино, живописи, литературе, фотографии, созидании как таковом... О многом из того, что не оставляет нас безучастными. Отдыхайте в мире. Главным образом, в мире с собой. И с теми, кто находится рядом.